Поэтика песен

Как уже отмечалось, исторические песни имеют общие черты с мыслями, но существенно отличаются от них форме..

Песни-хроники

Отдельным жанровым разновидностью исторических песен есть песни-хроники. В системе песенной эпики они стоят ближе..

Поэтика былин

Художественный мир былин отличается, прежде всего, очень специфическим хронотопом временно..

Виды и формы древних обрядов

22-05-2014

Древнейшим зафиксированным магическим обрядом является обряд жертвоприношения как задабривания или вызывания привязанности у духов и божеств. Он исполнялся в форме ритуального уничтожения (умерщвления) человека, животных, деревья и растения, предмета. Жертвоприношение были чрезвычайно разнообразными в зависимости от жертвы и того, кому она приносилась. Так, для духов огня или света (светил) жертвы, как правило, сжигались, для воды, влаги, дождей - топились или сливались, кропились водой, для земли - закапывали в землю, для воздуха и духов существовали жертвы курения и т.д.. Факт человеческих жертвоприношений подтверждается не только многочисленными археологическими доказательствами, но и большим количеством указаний, которые находим в фольклорных текстах.

Такими были - ритуальные сжигания (запекание в караваи), топки, закапывание в землю (погребение заживо; заделка в фундамент или стену здания) и другие. Наряду с людьми приносились в жертву животные, птицы, земноводные, позже они заменяли и человеческие жертвы. В жертву также приносились дары природы - плоды, зерно, мед, цветы и травы, а также вещи, изготовленные из них - печеные караваи, калачи, разнообразные блюда и напитки, плетеные венки, украшенные деревья и т.п..

Важным магическим обрядом был обряд посвящения или инициации (initiation - от лат. Initium - начало, посвящение). В древнейший период он означал смерть и возрождение, что давало возможность вхождения юношей в роде, чтобы стать полноправными его членами и получить право вступать в брак. Ритуал проходил в форме проглатывания парня страшным чудовищем: "Для совершения этого обряда время выстраивались специальные дома в форме животного, где двери играли роль пасти ... Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными издевательствами. Другая форма временной смерти выражалась в том, что парня символически сжигали, варили, жарили, рубили на куски и вновь воскрешали ... Парень проходил более-менее долгую и строгую школу. Его учили приемам охоты, ему сообщали тайны религиозного характера, исторические данные, правила и требования быта и т. д.

Юноша проходил школу охотника и члена общества, школу танцев, песен и всего, что казалось необходимым в жизни "56. Если после этого обряда юноша не хотел возвращаться в свою деревню, он оставался жить в лесу в так называемом "мужском доме", который иногда вмещал даже несколько десятков жителей и имел вид дворца. Воины, которые жили в нем, не подчинялись законам племени, поэтому их часто называли разбойниками. Со временем они могли покидать эти дома и присоединиться к своим семьям.

Как подтверждают исследования сторонников ритуально-мифологической школы, обряды инициации легли в основу многих жанров народного искусства (в том числе и словесного).

12

Смотрите также:
 Историческая роль введение христианства
 Магия как явление, порожденное древним мировоззрением
 Обряд распускания косы невесты
 Периодизация фольклора доисторической эпохи
 | Первобытная традиция или фундаментальная потребность |

Великие люди о творчестве:

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

-Виссарион Григорьевич Белинский

Великие люди о творчестве:

Приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.

-Иван Александрович Гончаров

Великие люди о творчестве:

... Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

-Гоголь










Героический эпос

Так показывает исследование развития культуры разных народов, каждая нация в эпоху своего возникновения и становления создавала героический эпос, в котором увиковичнювала славные подвиги народных любимцев-героев. Высокохудожественными образцами героического эпоса занимают выдающееся место в мировой народной поэзии, считают древнегреческие "Илиаду" и "Одиссею", карелофинскую "Калевалу", ирландские саги, англосаксонский "Беовульф", старогерманском "Песню о Нибелунгах", французский "Песню о Роланде" , испанскую "Поэму о Сиде", а также крупнейший в мире по объему киргизский героический эпос "Манас", армянский эпос "Давид Сасунский", сербские эпические песни и др..

Читать далее

Исследования семейно-обрядовой словесности

Отдельные упоминания о семейные обычаи и обряды встречаются уже в "Повести временных лет". Первые записи этих обрядов относятся к 15-16 вв.

Читать далее